Алекс Ліссітса
09.08.2016
Момент Мински для агробизнеса Украины
Украина после «Помаранчевой революции» пережила невиданный инвестиционный бум. Огромный поток как прямых иностранных инвестиций, так и внутренних снизошел на страну как манна небесная. Покупалось все: молочные заводы, банки, фермы, газеты...
Некоторые тогда стали мультимиллионерами, многие — просто разбогатели. При этом правительство абсолютно не предпринимало каких-либо знаковых реформ и серьезных усилий. Вместо этого развернулась коррупционная спираль невиданных при Кучме или же Кравчуке масштабов.
Но реформ никто и не требовал, поскольку в мировой экономике до кризиса 2008 г., используя классификацию выдающегося американского ученого-экономиста белорусского происхождения Хаймана Мински, доминировали «схемы Понци». Они основывались на чистых спекуляциях и финансовых пирамидах невиданных масштабов, где для покрытия не только текущих обязательств, но и процентов по ним брались всё новые заимствования.
Украинские агрокомпании, как никто другой, смогли достаточно активно воспользоваться средствами на мировых фондовых рынках, размещая там свои депозитарные расписки, акции и облигации. В общей сложности в страну привлекли с 2006 по 2012 гг. более $5 млрд. Так называемый момент Мински, или же полной неплатежеспособности, наступил для многих агрокомпаний Украины в разное время.
Самым ярким примером финансовой пирамиды в украинском агросекторе является компания «Мрия», сумевшая с помощью нарисованных финансовых отчетов привлечь более миллиарда долларов заимствований, включая деньги даже таких консервативных кредиторов как Международная финансовая корпорация, принадлежащая Всемирному банку. После «Мрии», «Креатива» и других, инвестор отвернулся не только от сектора, но и от страны.
В последние два года агросектор Украины, практически очистившись от пирамид типа «Мрия», постепенно перешел, используя опять же терминологию Мински, в первую, самую надежную группу заемщиков, которая большинство своих инвестиций финансирует за счет своих же денежных потоков.
Хорошо ли это для сектора? В краткосрочной перспективе однозначно — да, потому как все неэффективные структуры с большой долговой нагрузкой уйдут с рынка и сектор стабилизируется. Но нельзя забывать, что все эти инвестиции за счет ограниченных собственных средств должны окупаться до трех лет, а это в сельском хозяйстве можно сделать только в растениеводстве на экспортно-ориентированных культурах. Потому в долгосрочной перспективе у нас гарантировано возникнут проблемы в таких секторах как молочное и мясное животноводство, где окупаемость проектов больше 7 лет.
Отсутствие капитальных инвестиций в современные перерабатывающие комплексы с соответствующей логистикой так и оставит нашу страну чистым сырьевым и низкотехнологичным придатком, а значит и малопривлекательным объектом на мировом финансовом рынке. Сектору нужны инвестиции сейчас, чтобы быть в долгосрочной перспективе конкурентоспособным на мировом рынке.
В отличии от пост-помаранчевого периода, мировая экономика сейчас находится совершенно в другой ситуации и инвестировать в агросектор страны с войной, коррупцией и слабым внутренним спросом никто не будет. Что делать? Нужны кардинальные реформы в секторе, а не их иллюзия в виде пиара отмены очередного сертификата или службы. Системные реформы — это земельная, налоговая и регуляторная.
1. Земельная реформа. Несмотря на сопротивление со всех сторон, правительство должно завершить ее продуманным и поэтапным открытием рынка земель сельхозназначения. О деталях можно спорить, но пока этого не произойдёт, — инвестор будет обходить Украину восьмой дорогой.
2. Налоговая реформа. Нужно привести всех товаропроизводителей, вне зависимости от величины земельного банка, объема производства и формы управления к единому знаменателю по уплате налогов. Сектор нужно вывести «с тени» и создать равные условия для работы всех организационных форм. Установить четкие правила игры на ближайшие 10 лет и наложить мораторий на их изменения. Инвестор хочет это знать.
3. В агросекторе, как нигде, имеется множество противоречивых регуляторных актов, которые решением Кабмина нужно было бы давно упростить, убрать, нивелировать и сделать работу в агробизнесе прозрачной и понятной. За два с половиной года, несмотря на требования бизнеса, никто толком так и не прошелся по всей производственной цепочке «от поля до стола» и не упразднил маразмы украинской регуляторный политики.
Понятно, что дополнительно необходимо провести реформу профобразования, и судов и т.д., но, не проведя три выше обозначенные системные реформы для АПК, на инвесторов надеяться не приходится.
В теории Мински речь идет не только об одном моменте, когда наступает финансовый кризис, а о цикле. Возможен ли возврат инвестиционного бума в Украине 2005-2008 гг. без реформы страны? Похоже, руководство страны в это верит. Я — нет.